ВЫРАЩИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКОВ
Организм щенка очень податлив к воздействиям окружающей среды, поэтому условия выращивания и воспитания имеют исключительно большое значение для развития служеб-ных качеств собаки, необходимых для дрессировки и использования.
Чтобы правильно вырастить и воспитать щенка, нужно знать, как он растет и развива-ется, каким воздействиям человека может подвергаться в различном возрасте.
Мичуринская биологическая наука установила, что рост и развитие организма – это два различных, но взаимно связанных между собой процесса.
Рост – это постепенное увеличение массы тела живого организма, его размеров и веса. При нормальных условиях, содействующих его росту и развитию, каждый щенок с мо-мента зачатия неуклонно растет до тех пор, пока не достигнет своей предельной величины.
Однако по одному росту нельзя еще судить о нормальном развитии щенка. Бывают, на-пример, случаи так называемого инфантилизма, когда молодая собака, несмотря на свой дос-таточный рост (размеры и вес), по своему развитию близка к щенку как в экстерьере, так и особенно в поведении (наличие щенячьей трусости или робости, неуравновешенность нерв-ной системы и т.д.). В этом случае рост организма не совпадает с его развитием развитие от-стает от роста. Чаще всего инфантилизм возникает в результате неправильного питания рас-тущего щенка, а также из-за нарушения деятельности желез внутренней секреции.
В отличие от роста развитие – это возникновение в организме новых качественных особенностей (например, прорезание молочных зубов, их смена, развитие органов чувств, зрения, слуха, обоняния, способность к выработке условных рефлексов и т.д.).
Развитие организма собаки происходит неравномерно, определенными периодами (ста-диями), при этом каждая стадия характеризуется только ей свойственными особенностями и требует для своего развития необходимых условий.
С момента рождения щенка и до дрессировки следует различать четыре стадии (перио-да) 1) подсосный период – со дня рождения до 30–35 дней, 2) молочный период с 30 до 60 дней, 3) предполовой период с 2 до б месяцев; 4) период полового созревания с б до 12 месяцев.
В подсосный период щенок совершенно беспомощен. Он находится под сукой-матерью, кормилицей или выкармливается искусственным способом. Основным кормом в этот период является молоко. Кора больших полушарий головного мозга у него развита сла-бо. Общение с окружающей средой выражено незначительно и направлено на удовлетворе-ние потребностей питания, поэтому в поведении щенка преобладает пищевая реакция. Из органов чувств функционируют осязательный и обонятельный анализаторы. Исследования учеников академика Павлова показали, что уже с первых дней рождения у щенка могут вы-рабатываться условные рефлексы на запах и тактильные (осязательные) раздражители; таким образом, щенок способен «научиться» различать запахи, связанные с телом его матери или пищей (молоком), от других запахов, способен отличать тепло от холода и т.д. Позднее, в возрасте 12–14 дней у щенка прорезываются глаза и открываются наружные слуховые про-ходы. В этот период у него могут вырабатываться условные рефлексы на зрительные и зву-ковые раздражители. Но деятельность центральной нервной системы еще недостаточно дифференцирована. Например, удаление мозжечка у слепых щенков, а также у щенков в воз-расте 12–15 дней не влияет на их движение, в то время как удаление мозжечка в 15–30-дневном возрасте нарушает движение.
Двигательный аппарат щенка (нервно-мышечная система) развит слабо. Вначале щенок может лишь ползать и для него характерен сосательный рефлекс и так называемый «молоч-ный шаг» (примитивные движения лап при сосании, массирующие соски матери). К концу этого периода развивается лакательный рефлекс, щенок начинает ходить, а затем бегать. По-является рефлекс посадки, присаживания при мочеиспускании, определенное положение при лежании и сне и т.д. В этот период развития щенок должен находиться под сукой-матерью.
В молочный период у щенка прорезаются зубы и усиливается рост трубчатых костей. Его отнимают от суки-матери и переводят на самостоятельное кормление. Развитие коры го-ловного мозга и анализаторов (органов чувств) достигает такой степени, что становится воз-можной выработка условных рефлексов на различные раздражители, с которыми соприкаса-ется щенок. В центральной нервной системе преобладает процесс возбуждения; дифферен-цировочное торможение еще недостаточно. В этот период условные рефлексы вырабатыва-ются у щенка тем скорее и прочнее, чем старше его возраст. Деятельность всех анализаторов (обоняние, слух, зрение, кожно-мышечное ощущение) приобретает все большее биологиче-ское значение. Это содействует приспособлению щенка к условиям среды. Все больше начи-нает проявляться ориентировочный рефлекс (по определению Павлова, рефлекс «что такое»). Приобретается пространственная ориентация, ориентировка переходит из формы «обыска местности» (беспорядочное движение в различных направлениях) в форму «ориентировки в направлении» (щенок принюхивается, прислушивается, осматривается, пользуясь для ориен-тировки уже знакомыми раздражителями). Продолжается дифференциация двигательных ре-акций: бег, прыжки, лазание и т.п.
В этот период должно начинаться систематическое воспитание щенка.
В предполовой период происходит смена молочных зубов на постоянные, начинает формироваться тип высшей нервной деятельности и «характер» собаки, а также конституция и экстерьер. Усиливается деятельность коры головного мозга и анализаторов, посредством которых головной мозг устанавливает все более тесную связь с окружающей средой. В связи с этим начинает усиленно проявляться ориентировочная реакция, выражающаяся в «любо-пытстве» и интересе к новым раздражителям. Характерная особенность проявления ориен-тировочной реакции в этот период состоит в том, что она весьма легко переключается в про-явление «рефлекса первичной естественной осторожности» (щенячья робость и трусость). В то же время щенки начинают все лучше дифференцировать людей и проявляют привязан-ность к определенным лицам.
В связи с развитием анализаторов появляется четкая дифференцировка на раздражите-ли окружающей среды. Двигательный аппарат обеспечивает проявление; хорошего коорди-нирования действий и движений. Наблюдается интенсивно выраженный «игровой рефлекс», а также начинает проявляться оборонительная реакция в активной форме (вначале в отноше-нии щенков друг к другу во время игры, а затем и к посторонним людям). К концу этого пе-риода намечаются первые признаки полового различия в телосложении и поведении. Воспи-тательная работа с животными в этот период наиболее ответственна.
Период полового созревания характеризуется все возрастающим проявлением поло-вых реакций. По особенностям поведения щенки все более приближаются к взрослым соба-кам. Наступает резко выраженная дифференцировка в половом отношении. Оформляются тип высшей нервной деятельности и «характер». В начале этого периода происходит значи-тельное изменение в деятельности всего организма; нервная система легко поддается раз-личным перенапряжениям, в результате которых возникают срывы нервной деятельности. Это необходимо учитывать во время дрессировки. Только на основе правильного кормления, содержания, воспитания и заботливого ухода, неразрывно связанных между собой, можно рассчитывать получить в дальнейшем полноценную служебную собаку.
С момента появления щенков на свет на протяжении 30–35 дней (подсосный период) забота о их выращивании почти целиком ложится на мать. Она кормит их, согревает своим телом, содержит в чистоте, убирает за ни» ми. Особенно это проявляется в первую половину подсосного периода, когда щенки, как правило, питаются исключительно материнским мо-локом.
Как только щенки будут отняты от матери, вся забота о их дальнейшем выращивании и воспитании ложится на владельцев.
Щенку, отнятому от матери и попавшему в новую обстановку, требуется много ласки, внимания, заботы. Его по возможности не следует оставлять без присмотра.
Главным условием правильного выращивания щенка является соблюдение ра-циона кормления. Это особенно важно для щенков в возрасте до двух–двух с половиной месяцев, когда наблюдается наиболее бурный рост и особенно велико суточное прибавление в весе.
Пища щенка должна быть малообъемной, но питательной. В ней должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, необхо-димых для нормального развития организма.
Примерный дневной рацион щенков служебных пород, а также количество кормежек в день приводятся в таблицах, разработанных Московским городским клубом служебного со-баководства ДОСААФ (члены этого клуба ежегодно выращивают свыше 1500 щенков, каче-ство поголовья собак признано одним из лучших в Союзе).
Указанные режим и рацион кормления щенков являются примерными и, в зависимости от породы и индивидуальных особенностей каждого щенка, могут меняться в сторону увели-чения или уменьшения количества пищи. Не следует перекармливать щенка. Перекорм мо-жет вызвать заболевание пищеварительных органов и провисание спины.
ТАБЛИЦА количества кормежек щенка в день и примерный объем пищи
Возраст щенка Количество кормежек
в день Примерный объем пищи
в одну дачу
От одного до двух месяцев 6 раз 1–2 стакана
От двух до четырех месяцев 5 раз 2 стакана–1 л
От четырех до шести месяцев 4 раза 1–2 л
От шести до двенадцати ме-сяцев 3 раза 2–2,5 л
(1) Из общего количества половина сырым мясом.
(2) Из общего количества половина моркови и капусты.
(3) Начинать с нескольких капель.
(4) 20 г. равны столовой ложке.
При составлении рациона продукты желательно разнообразить: молоко можно заме-нять простоквашей или творогом, мясо – рыбой, давать различные крупы, овощи и т.д.
Порядок кормления и приготовление пищи также имеет существенное значение. Если кормить щенка в строго установленные часы, пища лучше переваривается и аппетит у щенка будет лучше, так как на время кормления у него вырабатывается рефлекс и к моменту прие-ма пищи обильнее выделяется желудочный сок.
При установлении часов кормления щенка в ночное время следует делать перерыв на 9–11 час. Это полезно для его организма и, кроме того, приучит его спать ночью и не беспо-коить владельца. Особенно это важно при содержании щенка в квартире.
При шестиразовом кормлении щенка (в возрасте от одного до двух месяцев) время кормления можно установить с промежутком в 2,5–3 часа. Если, например, при кормлении с промежутками в 2,5 часа начинать кормежку в 8 час, щенок будет получать пищу в послед-ний раз в 20 час. 30 мин.; при промежутках в 3 часа первая кормежка будет в 7 час. и послед-няя в 22 часа.
Когда щенку исполнится два месяца, при переводе его на пятиразовое кормление сле-дует исключить последнюю кормежку или несколько увеличить промежутки между кормеж-ками. Так же рекомендуется поступать и в дальнейшем, при переводе на четырех-, а затем и на трехразовое кормление.
Продукты, положенные по рациону, готовят в виде густого супа (мясного – с рубленым мясом и вынутыми из него костями или рыбного – с очень хорошо развареными костями), жидкой молочной каши, молока с хлебом или каши.
Крупа должна быть хорошо разварена; горох, чечевицу, фасоль, перловую крупу и ов-сянку необходимо варить в дробленом виде.
Для питания щенков в возрасте одного–двух месяцев предпочтительнее употреблять манную крупу, рис, овсянку (геркулес).
Овощи можно давать сырые и вареные; зелень лучше пропускать в сыром виде через мясорубку. Для лучшего усвоения сырую морковь желательно протирать. Мясо нужно ру-бить на мелкие кусочки или пропускать через мясорубку.
Все продукты перед приготовлением пищи должны быть тщательно вымыты. Чтобы избежать желудочно-кишечных заболеваний, щенку нужно давать только доброкачествен-ную пищу. Посуда всегда должна быть чистой. Недоеденную пищу необходимо убирать. Щенку нельзя давать ни горячую, ни холодную пищу. Температура ее должна примерно со-ответствовать температуре парного молока (30–40°). В том месте, где кормится щенок, все-гда должна находиться чистая сырая вода для питья.
Начиная с двухмесячного возраста щенку полезно иногда после кормления давать сверх установленного рациона крупные «сахарные» телячьи или говяжьи кости (в сыром или вареном виде). Трубчатые кости нельзя давать ни щенкам, ни взрослым собакам. Разгрызен-ная трубчатая кость имеет очень острые края, что может вызвать серьезные ранения желудка и даже гибель животного.
Сверх положенных кормежек, в промежутках между ними, можно давать щенку ма-ленькие кусочки сахара, корочки сыра и т.п. Но давать такое лакомство можно лишь, в каче-стве поощрения за выполнение того или иного действия. Никаких «подачек» сверх установ-ленного рациона быть не должно.
Необходимо систематически следить за тем, чтобы у щенка не появились глисты. Гли-сты не только причиняют большой вред внутренним органам животного (особенно щенку), но и задерживают правильное развитие. Выделения глистов отравляют организм щенка, от-нимают много весьма ценного питательного материала и могут нанести поражения стенкам кишечника.
Поэтому не реже одного раза в три месяца кал щенка рекомендуется проверять в вете-ринарной лаборатории на зараженность глистами. При положительном анализе необходимо немедленно обратиться за помощью к ветеринарному врачу.
Не менее важным условием правильного выращивания щенка является его хорошее со-держание и заботливый уход.
Щенку, как и взрослой собаке, желательно предоставить просторное, светлое, сухое и чистое помещение, в котором он сможет укрыться от холода, жары и непогоды.
Щенка нельзя держать на привязи – это задержит его нормальное развитие. Ни в коем случае не следует содержать щенка в одном помещении с лошадьми, коровами или другими домашними животными. Собаководы-любители содержат обычно своих питомцев во дворах, приусадебных участках или в квартирах. Квартирное содержание имеет некоторые отрица-тельные стороны. Щенок, которого содержат в квартире, меньше находится на свежем воз-духе, шерстный покров у него менее густой, организм не так закален и устойчив против раз-личных заболеваний. Однако, с точки зрения воспитания, при содержании щенка в квартире его владелец невольно будет уделять щенку больше времени и внимания, больше привьет ему необходимых дисциплинирующих навыков. В дальнейшем это значительно облегчит дрессировку молодой собаки. Кроме того, впоследствии при ознакомлении с окружающей средой у молодой собаки будет значительно скорее изжита так называемая щенячья робость.
Содержание и уход за щенком почти не отличаются от содержания взрослой собаки. В квартире щенку следует отвести постоянное, спокойное и достаточно освещенное место. Желательно, чтобы оно не находилась на сквозняке, не было расположено около печки или отопительных батарей и по возможности было удалено от прохода.
В качестве подстилки можно рекомендовать коврик или, если позволяет помещение, изготовить специальную лежанку (рис. 5), состоящую из деревянной рамы с натянутой на нее материей (мешковина, парусина и т.п.). Размер лежанки должен позволять щенку сво-бодно лежать на боку, вытянувшись во весь рост.
Отведенное для щенка место необходимо ежедневно убирать, а подстилку стирать не реже двух–трех раз в месяц.
Если щенок содержится во дворе, то лучше всего отгородить для него отдельный дво-рик-выгул размером не менее 12–15м2 и установить в нем будку. Желательно, чтобы участок был сухой и находился на возвышенности, защищенной от ветра.
Щенки быстро растут, к восьми-девяти месяцам их рост в основном заканчивается. Учитывая это, будку целесообразно делать в расчете на взрослую собаку. Удобнее всего раз-борные будки из сухих, чисто оструганных досок или теса. Будка состоит из пола, стенок и крыши. Пол необходимо приподнять от земли на двух брусках, расположенных по нижнему обрезу будки. Стенки делаются отъемными; они связаны между собой планками или в шип. Четыре планки, прибитые к полу, не дают стенкам съезжать в сторону. В передней стенке, ближе к краю, делается вырез размером 40х35 см, являющийся лазом. Крышу будки лучше делать в один скат, чтобы выросший щенок мог лежать на ней. Размер будки зависит от рос-та собаки. Для служебных пород рекомендуются следующие размеры будки: ширина 90–100 см, глубина 80–90 см и высота 80 см (рис. 6). В зимнее время лаз будки закрывается куском плотной материи, прикрепленной сверху. На пол кладется подстилка из чистой сухой соло-мы. Подстилка из сена не рекомендуется, так как она быстро измельчается и дает много пы-ли; из-за этого у собаки могут появиться накожные заболевания.
Отведенный участок и будку необходимо содержать в чистоте, производя ежедневно (по утрам) тщательную уборку. В первую очередь с участка удаляют железным совком экс-кременты (кал) вместе с верхним слоем земли. Если в будке есть подстилка, ее нужно пере-трясти, удалить негодную, мелкую солому и пыль и добавить свежую солому. Вся подстилка заменяется новой через каждые шесть–семь дней, а также после проведения дезинфекции (следует помнить, что в летнее время в будке не должно быть соломы или какой-либо другой подстилки). После замены подстилки со стен будки удаляют пыль, а затем подметают уча-сток (выгул). В летнее время два-три раза в месяц следует мыть будку горячей водой с мы-лом и щелоком. Кроме того, не реже одного раза в месяц нужно дезинфицировать ее 2–3% раствором креолина. В этом случае щенка можно впускать в будку лишь после того, как она хорошо проветрится и просохнет.
После уборки помещения щенка, как и взрослую собаку, необходимо ежедневно чис-тить (это относится и к щенкам, содержащимся в квартирах). Для чистки полагается иметь щетинную щетку, гребень, скребницу, суконку и вату (или марлю).
Чистка является хорошим массажем для кожи, улучшает кровообращение и способст-вует интенсивному выделению продуктов обмена веществ. Во время чистки с кожного по-крова удаляются перхоть, грязь, пыль и отмерший волос.
Перед чисткой нужно убедиться в том, что на коже щенка нет повреждений. Обнару-женные ссадины и царапины следует осторожно обходить при чистке, а в нужных случаях принимать соответствующие лечебные меры.
Начинают чистку с равномерного расчесывания гребнем по ходу волос. Свалявшиеся волосы тщательно разбирают или размачивают водой, а если это не помогает, то выстригают. Затем чистят щеткой голову, шею, корпус, хвост и конечности. Щетку водят взад и вперед, слегка нажимая на нее. Скребница служит только для очистки щетки от волос и грязи: ни в коем случае нельзя использовать скребницу для чистки животного.
Окончив чистку щеткой, шерсть приглаживают по ходу волоса суконкой и протирают места, лишенные волоса (живот, пах). После этого протирают глаза влажной ватой или мар-лей, смоченной в 2–3% растворе борной кислоты, а затем почти сухой ватой обрабатывают уши. Для обработки каждого глаза и каждого уха нужно пользоваться новым тампоном из ваты или марли. Место, где производилась чистка, тщательно убирают.
Чистить щенка нужно очень осторожно, так как болезненное или преждевременное удаление шерсти и подшерстка может вызвать раздражение кожи.
Не чаще чем раз в месяц щенка необходимо мыть теплой водой (30–35°) с мылом. Нельзя забывать о том, что во время мытья смывается кожное сало, которое предохраняет кожу от проникновения влаги. Частое купание может привести к тому, что собака, особенно щенок, будет больше подвержена простуде и хуже станет переносить непогоду. Поэтому в холодное время года купать щенка можно только в случае крайней необходимости (загряз-нение, появление накожных паразитов, по предписанию врача и т.п.), в теплом, хорошо ста-пливаемом помещении. После мытья щенка следует насухо, вытереть и оставить в тепле до тех пор, пока он полностью не обсохнет. При содержании щенка в квартире мыть его (осо-бенно зимой) рекомендуется вечером с таким расчетом, чтобы до утра не выпускать на ули-цу.
Для мытья щенка можно употреблять различное мыло (креолиновое, дегтярное, хозяй-ственное, банное, зеленое). Но любое мыло должно быть хорошо смыто, иначе могут воз-никнуть раздражение и заболевание кожи.
Начиная с трехмесячного возраста, щенка можно купать летом при температуре воды не ниже 17–18°. Это освежает его и хорошо закаляет организм. Продолжительность пребы-вания в воде нужно увеличивать постепенно, но она не должна превышать 15–20 мин.
Нельзя купать щенка после кормления, а также в разгоряченном виде. Лучшее время для купания – утро и вечер. Днем, при сильной жаре, прежде чем пускать щенка в воду, ре-комендуется смочить ему голову. После купания не надо разрешать щенку валяться на земле, пока он не обсохнет.
Физическое развитие щенка является одним из важнейших условий его нормального роста и развития. Поэтому со щенком нужно ежедневно гулять. Во время прогулок он много двигается, а это способствует развитию мышц и укреплению всего организма. Кроме того, во время прогулок щенок знакомится с окружающей средой и приучается спокойно реагировать на различные раздражители.
Во время прогулок полезно давать щенку поиграть с тряпкой, мячом, побегать с ним. Однако первое время нужно следить, чтобы прогулки не сильно утомляли щенка. Независи-мо от погоды двух-трехмесячный щенок должен гулять не менее трех раз в день по 30 мин. Постепенно время прогулок удлиняют, а количество их сокращают. К пяти-шестимесячному возрасту можно гулять со щенком один раз в день. В этом возрасте щенок свободно прохо-дит 8–10 км. Очень полезно приучать его летом бегать рысью за велосипедом, а зимой за лыжником, сначала на небольшое расстояние (0,5–1 км), а затем на более дальнее.
Во время прогулок нельзя оставлять щенка без присмотра. Нужно следить, чтобы он не подбирал ничего съедобного на земле, не соприкасался с незнакомыми собаками и другими домашними животными. Полезно разрешать щенку порезвиться и побегать с другим щенком или же взрослой собакой, если известно, что эти животные здоровы.
Наряду с правильным кормлением, содержанием и уходом, владелец щенка должен по-стоянно следить за состоянием его здоровья и при появлении первых признаков заболевания обращаться к ветеринарному врачу.
По каким же признакам можно судить о заболевании щенка?
Одним из общих признаков является изменение его поведения. Заболевший щенок ста-новится вялым, малоподвижным, неохотно гуляет; у него пропадает обычная игривость и уменьшается или совершенно пропадает аппетит.
Характерными признаками заболевания являются различные выделения из ноздрей и глаз, нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта (запор, понос, рвота), наличие в кале крови или слизи, повышение температуры тела.
Чем раньше заболевшему щенку будет оказана необходимая помощь, тем больше будет шансов на его выздоровление.
Наиболее часто у щенков встречаются рахит, чума и глистные заболевания.
Заболеванию рахитом подвержены почти все щенки, особенно содержащиеся в квар-тирах. Болезнь поражает щенков преимущественно в возрасте от двух до пяти месяцев. Чума – острое инфекционное заболевание, поражающее в первую очередь ослабленных щенков и молодых собак. Глистами обычно заражаются щенки, которых содержат в грязи и кормят недоброкачественной пищей, а также собаки, поедающие отбросы.
Чтобы предупредить появление указанных болезней, нужно соблюдать условия выра-щивания, ухода и содержания щенков; предоставлять им полноценное кормление; заботиться о физическом развитии; не допускать соприкосновения щенка с незнакомыми собаками. Во-прос иммунизации щенков против заболевания чумой до настоящего времени еще нельзя считать разрешенным.
Воспитание щенков неразрывно связано с процессом их выращивания.
Под влиянием воспитания врожденные свойства щенка могут изменяться. Нервная сис-тема щенка при этом приобретает некоторые новые свойства, которые, накладываясь на при-рожденные особенности поведения (инстинкты – безусловные рефлексы), образуют, по оп-ределению академика Павлова, «склад высшей нервной деятельности», или «характер».
Воспитание должно обеспечить проявление, развитие и закрепление у щенков таких инстинктивных реакций, которые будут лежать в основе последующей дрессировки (напри-мер, оборонительная реакция в активной форме – «злобность») и подавлении всех реакций, затрудняющих дрессировку. В процессе воспитания инстинктивные реакции, необходимые для служебного использования, следует доводить до состояния преобладающих реакций и вырабатывать такие первоначальные навыки (приучение к кличке, ошейнику, поводку, под-зыву по команде «Ко мне» и т.д.), которые облегчат последующую дрессировку собаки и сделают щенка послушным воспитателю. Таким образом, сущность воспитания щенков за-ключается в соответствующем подборе внешних раздражителей и в воздействии этими раз-дражителями на развивающийся организм щенка в желаемом направлении.
Цель воспитания щенка – вырастить дисциплинированную, смелую, физически креп-кую собаку со здоровой нервной системой и сильным типом высшей нервной деятельности, пригодную для служебного использования. Чтобы правильно воспитывать щенка, нужно быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым, необходимо любить животных.
В процессе воспитания щенку прививают полезные навыки, знакомят его с окружаю-щей средой, развивают врожденные рефлексы, которые в дальнейшем послужат основой при дрессировке взрослой собаки. Наряду с этим у щенка заглушают те врожденные рефлексы, которые могут вредно повлиять на дрессировку.
Воспитание и дрессировку нельзя строго разграничивать. Воспитание по существу яв-ляется подготовительным периодом перед дрессировкой, причем переход от воспитания к дрессировке происходит постепенно.
Основная разница между воспитанием щенка и дрессировкой взрослой собаки заклю-чается в том, что при воспитании многие полезные навыки вырабатываются у щенка в про-цессе игры, они основаны главным образом на поощрении (вкусопоощрительный метод), за-интересовывающем щенка в выполнении требований. При воспитании только изредка при-бегают к принуждениям, причем только в слабой форме.
В процессе воспитания щенка приучают к выполнению определенных действий, руко-водствуясь в основном методикой и техникой дрессировки служебных собак, изложенными в следующей главе. Навыки на команду или жест вырабатываются так же, как и при дресси-ровке, но безотказность действий закрепляется уже в процессе самой дрессировки, когда к собаке предъявляются большие требования, когда в зависимости от выполнения или невы-полнения приказания чередуются поощрение и принуждение.
Период воспитания начинается сразу после отъема щенка от матери. В дрессировку же, как правило, собака поступает в возрасте десяти месяцев (этот срок может незначительно меняться в ту или иную сторону). Бывают случаи, когда собаку начинают систематически дрессировать уже в семь-восемь месяцев. Но это не всегда желательно, так как в раннем воз-расте организм собаки и ее нервная система не достигают еще полного развития. Развитие же собаки происходит неравномерно; оно зависит от условий содержания и кормления, от ин-дивидуальных качеств животного и его здоровья.
Здоровый щенок с хорошим рационом питания, которому предоставлена возможность много бегать на воздухе, резвиться, возиться со щенками или взрослыми собаками, физиче-ски развивается значительно лучше и быстрей.
В то же время щенок, перенесший тяжелую болезнь (особенно чуму в тяжелой форме), может отставать в развитии от своих сверстников; поэтому, естественно, его следует перево-дить на систематическую дрессировку только тогда, когда он вполне окрепнет.
Кроме того, развитие щенков зависит от конституционных и типовых особенностей по-ведения. Лучше немного задержать переход к дрессировке, чем сделать это преждевременно.
Какие навыки при воспитании следует вырабатывать у щенка в первую очередь?
Сразу же после отъема от матери щенку отводят место, которое он должен хорошо знать. Приучение к месту – первый прием воспитания (особенно это относится к щенкам, со-держащимся в квартире). Часто щенок, проснувшись на новом, отведенном для него месте, начинает искать свою мать, скучать, поскуливать. Чтобы успокоить щенка, владелец кладет его на свою кровать, диван или берет на руки. Это первая большая ошибка. Щенку нельзя разрешать делать то, что в дальнейшем ему будет запрещено. Побывав раз на диване или на кровати, щенок будет проситься туда вновь. Может кончиться тем, что он выберет место по своему вкусу, а не по желанию хозяина. Чтобы избежать этого, хозяин должен сразу отучать щенка от нежелательных действий и привычек.
В подобных случаях нужно поиграть со щенком, не беря ею на руки, если пришло вре-мя – покормить, вывести во двор погулять, дать ему «игрушку» (мяч, тряпку, большую кость и т.п.). Щенок отвлечется, некоторое время поиграет, устанет, потом захочет отдохнуть, и тогда хозяин вновь должен устроить его на отведенное место, повторяя при этом команду «Место».
В это же время щенок приучается к кличке и подзыву по команде «Ко мне». Кличку ре-комендуется выбирать короткую и, по возможности, звучную. Например, клички Джек, Дик, Марс, Аза и т.п. будут значительно удобнее в дальнейшем при работе с собакой, чем много сложные Джульбарс, Тамерлан и др.
Кличку и команду «Ко мне» надо произносить только в ласковой интонации; при под-ходе щенка следует поощрять лакомством. Если хозяин хочет привлечь внимание щенка, по-дозвать, дать ему пищу или лакомство, то сначала нужно произнести кличку, а затем уже ко-манду «Ко мне», повторяя ее в первое время несколько раз и привлекая щенка, лакомством (пищей).
Безотказный подход собаки по команде «Ко мне» является наиболее важным и трудно отрабатываемым приемом общего курса дрессировки. Чем больше внимания будет обращено на воспитание и отработку этого навыка у щенка, тем легче будет протекать, дальнейшая дрессировка. Безотказность подхода собаки к хозяину – верный показатель ее послушания и привязанности.
Приучение щенка к чистоте в квартире требует от хозяина должного внимания. При правильном воспитании щенок уже к трем-четырем месяцам может быть приучен к чистоте и будет проситься при необходимости погулять. Собака чистоплотна от природы, она никогда не будет гадить в своей будке или около нее, а постарается отойти подальше, если даже ее никто этому не учил. Собака, содержащаяся в квартире, должна быть тем более чистоплот-ной. Приучая щенка к чистоте, хозяин должен быть терпелив и настойчив; не следует бить щенка, выбрасывать во двор и т.п. С момента появления щенка в квартире его первое время рекомендуется выносить, а в дальнейшем выпускать во двор или на улицу. Первое время вы-ходить со щенком придется довольно часто, но с каждым днем потребность в этом будет уменьшаться.
Обычно щенка нужно выгулять после кормления или после сна. Желая выгуляться, ще-нок начинает суетиться, крутится на месте, бегает, поскуливает. В это время его нужно вы-нести или выпустить во двор и на некоторое время оставить там. Когда щенок выгуляется, с ним можно доиграть и позаниматься, приучая его к кличке, подзыву и т.д.
Через несколько дней после такого обучения щенок уже будет при необходимости под-бегать к двери, скрести лапой или поскуливать и даже лаять, т.е. начнет проситься.
Щенок, как правило, сначала перестает гадить в квартире; лужицы он пускает значи-тельно дольше. При внимательном уходе уже к четырем месяцам щенок перестает пачкать в квартире.
Если квартира, где помещается щенок, расположена не в первом этаже, выводить его в течение дня несколько раз будет слишком утомительно. В таких случаях можно приучить щенка испражняться на металлический лист или в низкий деревянный ящик с песком в спе-циально отведенном месте. Для этого первое время нужно каждый раз сажать щенка в песок. В течение нескольких дней он приучится знать место своего выгула. В дальнейшем (к трем-четырем месяцам) можно перенести место выгула во двор, так как со временем потребность в выгуле будет появляться в течение дня все реже.
При переводе щенка на выгуливание во дворе ящик (лист) с песком необходимо убрать, а место, где он находился, тщательно протереть раствором 2% креолина или лизола. Первое время после этого нужно внимательно следить за щенком, не допуская его на старое место.
С двух-трех месяцев щенка можно приучать к ошейнику и поводку.
Во время игры хозяин надевает щенку ошейник и внимательно следит, как щенок реа-гирует на это. Бывает, что щенок не обращает внимания на ошейник. Тогда успех обеспечен, и в течение двух-трех дней он привыкнет к ошейнику. Но может случиться, что ошейник бу-дет стеснять и беспокоить щенка, и он попытается снять его лапой, будет трясти головой и валяться, всячески стараясь освободиться от незнакомого предмета.
Первое время ошейник следует надевать на очень короткий срок, по возможности не-заметно, стараясь различными способами отвлечь щенка (дать лакомство, поиграть). В тече-ние нескольких дней щенок постепенно привыкнет к ошейнику и перестанет обращать на него внимание. Терпеливое повторение этого приема всегда приносит успех.
Этим же способом можно воспользоваться при приучении к поводку. Сначала поводок и ошейник должны быть облегченными. Вместо крепкого кожаного ошейника можно взять ленточку или тесьму, а вместо поводка – тонкий, легкий шнурок или тонкую веревку. Пона-чалу поводок не должен стеснять движений щенка или причинять ему неприятные ощуще-ния.
С первых же дней воспитания нужно постепенно знакомить щенка с окружающей об-становкой. В возрасте одного-полутора месяцев щенок знает только свою мать, братьев, сес-тер. Различные предметы, шумы, животные, явления природы могут действовать на него по-разному. Поэтому хозяин должен умело знакомить щенка с тем, что для него ново. Нужно, чтобы щенок приучился спокойно реагировать на всякое явление.
При неправильном воспитании у щенка может закрепиться трусость, а трусливая соба-ка непригодна ни для какой службы. Поэтому необходимо обращать большое внимание на развитие у щенка смелости. При правильном воспитании и дрессировке трусость можно по-бороть и вырастить смелую, работоспособную собаку.
Знакомя щенка с новыми предметами, хозяин должен стремиться к тому, чтобы щенок не только не путался, а, наоборот, чувствовал себя всегда «победителем», который сильнее и храбрее всех, кроме своего хозяина.
Чтобы выработать у щенка смелость, нужно гулять с ним первое время в тихих, мало-людных местах. Если щенок чего-либо испугался, рекомендуется отвлечь его игрой, лаком-ствам. В дальнейшем необходимо несколько раз показать щенку испугавший его предмет и сделать это так, чтобы щенок спокойно реагировал на него. Постепенно прогулки переносят-ся в более оживленные места.
Нельзя практиковать активное нападение на щенка «постороннего» человека с целью развития злобности и недоверия. Удары и резкие движения могут запугать щенка. Запугать щенка легко, но отучить его от трусости, добиться того, чтобы он «забыл» испуг, очень трудно.
При правильном воспитании злобности и недоверия щенок уже после трех-четырех за-нятий станет смелее и будет активнее нападать на «постороннего». При попытках щенка за-лаять «посторонний» должен делать вид, что он испугался, и поспешно убегать. С каждым занятием активность сопротивления щенку и нападения на него «постороннего» должна уси-ливаться с таким расчетом, чтобы всякий раз щенок чувствовал себя «победителем». Такой метод даст хорошие результаты: щенок совершенно не будет бояться нападающих.
Хорошо, если имеется возможность приучить щелка к воде. Некоторые собаководы считают, что приучить собаку плавать – дело несложное: достаточно бросить щенка в воду и он поплывет. В действительности, это далеко не так. Собаки любят воду, но если щенок один раз испугается воды, потребуется много времени и труда, чтобы приучить его к плаванию.
Плавание не только развивает и закаляет организм собаки. Умение плавать бывает не-обходимо в ряде случаев при выполнении собакой практической работы.
Если собака попадает в воду, то врожденное чувство самосохранения помогает ей дер-жаться на воде и плыть, делая определенные движения. Поэтому задача по приучению щенка или взрослой собаки к плаванию сводится лишь к тому, чтобы заставить их добровольно войти в воду, не бояться воды, а, наоборот, «полюбить» ее.
Этого достигают различными способами. Можно, например, самому войти в воду и, подзывая щенка, завлечь его сначала на мелкое место, а затем туда, где поглубже, и щенок поплывет. Если щенок уже обучен приносить брошенную вещь, можно использовать этот навык для приучения к воде. Для этого нужно бросать предмет сначала около воды, затем вблизи от берега (на мелкое место) и постепенно в глубокие места. Можно успешно при-учить щенка к плаванию, применив подражательный метод дрессировки посылать щенка в воду вместе с другим щенком или взрослой собакой, обученными плаванию. Поплавав один раз, щенок в дальнейшем очень быстро освоится и будет идти в воду.
К трем-четырем месяцам щенок уже хорошо знает не только своего хозяина, но всех членов семьи. В это время хозяин должен решить вопрос о том, в каком направлении воспи-тывать щенка дальше (развивать у него злобность и недоверчивость к посторонним людям или воспитывать его доверчивым и ласковым)
По своему поведению собаки подразделяются на доверчивых, недоверчивых, злобных, ласковых, трусливых, смелых, подвижных, вялых и т.д. Но независимо от врожденных ка-честв собаку в большинстве случаев можно перевоспитать. Особенно легко это сделать со щенком, попавшим к хозяину прямо от матери.
Чтобы воспитать щенка ласковым и доверчивым, необходимо приучать его во время прогулок к посторонним людям. В каждом человеке щенок должен видеть своего «друга». Если окружающие любят и ласкают щенка, дают ему лакомство, то он вырастет ласковым и доверчивым.
Однако подавляющее большинство служб (караульная, защитно-караульная, розыск-ная, сторожевая) основаны на недоверии к посторонним людям и развитии у собаки активно-оборонительной реакции; поэтому щенка служебной породы нельзя воспитывать ласковым и доверчивым. Щенок, ласковый и доверчивый к посторонним людям, никогда не будет без-гранично предан своему хозяину.
Желая воспитать недоверчивую, смелую и злобную собаку – хорошего сторожа и тело-хранителя, хозяин должен запретить посторонним ласкать щенка и давать ему лакомство (это разрешается делать только членам семьи). Щенка воспитывают в этом случае так, чтобы в каждом постороннем человеке он видел «врага», которого не следует бояться и на которого можно нападать, так как победа всегда обеспечена.
Однако в раннем возрасте не следует развивать у щенка большую злобность, так как впоследствии собака может оказаться излишне нервной. Особенно это относится к щенкам с резко выраженной активно-оборонительной реакцией. Вполне достаточно, если щенок будет недоверчиво относиться к посторонним. В дальнейшем, при систематической дрессировке, наряду с отработкой дисциплинирующих приемов, у собаки можно будет развить необходи-мую злобность.
В процессе воспитания принуждение и запрещение должны применяться значительно реже, чем в дрессировке, но все же без них обойтись нельзя, иначе щенок вырастет избало-ванным. В четыре–пять месяцев щенок уже должен хорошо знать запрещающую команду «Фу» и быстро прекращать нежелательные для хозяина действия.
Этот навык вырабатывают у щенка так же, как при дрессировке взрослой собаки; раз-ница заключается лишь в том, что при воспитании щенка болевой раздражитель должен быть гораздо слабее (удар хлыстом заменяется легким шлепком ладонью, рывок поводком должен быть значительно слабее, строгий ошейник – парфорс категорически запрещен) и сама инто-нация команды «Фу» при воспитании должна быть менее угрожающей, с оттенком укора.
Выработку у щенка навыка на команду «Фу» полезно совмещать с определенным за-прещением (лазание щенка на диван, на кровать, хватание со стола пищи и т.д.). Для этого щенка иногда необходимо провоцировать. С этой целью можно поступить следующим обра-зом. Положить на край стола какой-нибудь лакомый кусок (сыр, сахар, мясо), сделать вид, что вы чем-то заняты, и отойти от стола, продолжая внимательно наблюдать за действиями щенка. При его попытке стащить лакомство нужно подать команду «Фу». В случае невыпол-нения команды за ней последует шлепок. Провинившийся щенок «поймет», за что наказан. После нескольких таких занятий он не будет лазать на стол и таскать продукты.
Таким же способом щенка отучают от лазания на диван, на кровать, от подбирания на земле пищи и т.п. После каждого нежелательного действия щенка должна следовать команда «Фу» и легкое наказание.
Однако щенка, совершившего какой-либо проступок, но не застигнутого на месте «пре-ступления», наказывать нельзя. В подобном случае наказание будет для него непонятна.
Бывает, что щенок, на долгое время предоставленный самому себе, в отсутствие хозяи-на совершает какой-либо проступок (прогрызет ковер, туфли, что-нибудь разобьет и т.п.). Рассерженный хозяин по возвращении наказывает щенка, который давно уже забыл о совер-шенной шалости и радостно бросается навстречу хозяину. Такое воспитание принесет только вред, так как, во-первых, щенок не знает, за что его наказали, во-вторых, при подходе к хо-зяину он вместо ласки или лакомства получает наказание и в результате будет опасаться в дальнейшем подходить по его зову.
В четыре-пять месяцев щенок приучается ходить рядам у ноги хозяина, держать себя свободно по команде «Гуляй», садиться и ложиться по соответствующим командам. К ук-ладке можно приучать щенка после того, как он хорошо будет выполнять команду «Сидеть».
Поскольку у щенков обычно преобладает врожденный ориентировочный рефлекс, их нельзя утомлять занятиями и требовать такой же безотказности и четкости выполнения приемов, как от взрослой собаки. Особенно следует обратить внимание на отработку тор-мозных рефлексов, прививая их крайне осторожно. Например, при посадке или укладке щен-ка нельзя требовать от него большой выдержки. Щенок, подобно ребенку, не может надолго сосредоточиться на одном предмете, все для него ново, все его интересует, отвлекает. По-этому нельзя требовать от щенка того, чего требуют от взрослой собаки при дрессировке.
Очень полезно приучать щенка приносить по команде (аппортировать) брошенную хо-зяином вещь. Этот навык, как вспомогательный прием, пригодится в дальнейшем при дрес-сировке. Кроме того, аппорт (деревянная палочка длиной 20–25 см с утолщениями на кон-цах, чтобы щенку было удобнее брать ее за середину зубами) является обычно любимой иг-рушкой щенка, и он довольно быстро приучается не только приносить брошенную хозяином вещь, но и носить что-либо на прогулке.
Во время прогулок со щенком очень полезно для будущей его практической работы развивать навык к поиску. После того как щенок будет обучен аппортировке, можно при-учать его к поиску брошенной в кусты или в высокую траву вещи. В первое время задача хо-зяина заключается в том, чтобы помогать щенку в поиске, наводя его на разыскиваемую вещь.
Чтобы приучить щенка более внимательно следить за хозяином, полезно время от вре-мени неожиданно прятаться от него.
Примерно к пяти-шести месяцам щенок должен быть приучен к отказу от корма, пред-лагаемого или подброшенного посторонними людьми, а также от пищи, найденной на земле. Это помогает развивать недоверие щенка к посторонним людям, гарантирует от возможно-сти умышленного отравления собаки, а также предохраняет ее от заражения глистами или от случайного отравления испорченной пищей.
Как вспомогательному приему для некоторых специальных служб можно приучать щенка подавать по команде голос (лаять), но этот прием следует отрабатывать осторожно. Если щенок усвоил команду «Голос» и охотно выполняет ее, то повторять этот навык доста-точно лишь для того, чтобы он не забывался. Если хозяин будет требовать частой подачи го-лоса, щенок может приучиться беспричинно лаять.
Наконец, очень нужный навык, являющийся в то же время хорошим физическим разви-тием, который начинают отрабатывать у щенка в период воспитания, – это преодоление раз-личных препятствий. Обученная служебная собака на практической работе может перепры-гивать через плетень или решетчатый забор высотой до 1,5 м, ров и водную преграду шири-ной в три и более метра, ходить по бревну (буму), преодолевать глухой забор высотой 2–2,5 м и, наконец, лазать по лестнице пожарного типа.
Так как костяк щенка еще не окреп, обучать его преодолению препятствия следует очень осторожно, не увлекаясь высотой препятствия. Начинать обучение можно примерно с пяти месяцев, причем высота препятствия должна быть очень небольшой: вначале 40–50 см, к концу воспитательного периода (к девяти-десяти месяцам) высота решетчатого забора или плетня может достигать 100 см, а глухого забора до 1,5 м. От высоких прыжков у щенка мо-жет развиться искривление спины или ног. Следует помнить, что цель обучения щенка пре-одолению препятствий – не погоня за высотой, а воспитание определенных навыков, выпол-няемых по команде хозяина, развитие ловкости и смелости. В дальнейшем взрослая, окреп-шая собака (в возрасте от одного года до двух лет) при соответствующей тренировке научит-ся преодолевать более высокие препятствия.
Лестница для обучения щенка лазанию должна иметь широкие и частые перекладины. Постепенно, когда щенок освоится с выполнением этого приема, можно переходить к более узким и редким перекладинам. К хождению по буму щенка следует приучать также посте-пенно. Сначала бум делают более широким и плоским (или чуть округленным), а затем его форму доводят до формы обычного бревна диаметром 15–20 см.
Занятия по преодолению препятствий следует строить так, чтобы эти упражнения ин-тересовали щенка, не вызывали бы чувства страха и не приводили к физической перегрузке.
Независимо от того, для какой работы в будущем предназначается щенок, полезно в процессе воспитания приучать его спокойно, без трусости относиться к выстрелам, взрывам и другим резким звуковым раздражителям, так как этот навык является обязательным для всех служебных собак. Собака, которая боится выстрелов и других резких звуковых раздра-жителей, непригодна для работы.
Нельзя также забывать о том, что грозовые разряды могут испугать щенка. Поэтому во время грозы следует наблюдать за щенком, приучая его спокойно переносить грозу. С этой целью рекомендуется во время грозы различными способами отвлекать внимание щенка от происходящего (затеять с ним игру, дать лакомство и т.п.).
Отредактировано TERRY (2009-04-30 16:31:41)